Что такое цвет?
Мы привыкли видеть цвет только как атрибут объекта, а свет – фактор, который может это изменить. Помидоры красные, трава зелёная, а свет может только немного поменять оттенок либо осветить объекта, правильно?.. Нет.
Цвет РЅРµ существует сам РїРѕ себе – это только эффект механизма нашего зрения. Нет света, нет Рё цвета – РІС‹ ведь РЅРµ видите цвет объектов, РєРѕРіРґР° темно? Рто РЅРµ значит, что темнота мешает видеть нам свет, это значит, что свет «создаёт» цвет. Если для вас это РЅРµ очевидно, читайте далее, ведь С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєСѓ необходимо это знать. Рекомендую сначала ознакомиться с первой статьёй из серии, чтобы Сѓ вас РЅРµ возникало РјРЅРѕРіРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ.
Что такое цвет?
Давайте вспомним физику. Не бойтесь, я разжую для вас весь материал настолько, насколько это возможно. Некоторые объекты являются радиоактивными, а это значит, что они излучают микрочастицы. Свет – как радиация, потому что каждый источник света излучает фотоны.

Поток фотонов формируется из волн разной длины волны.

Поток фотонов, вылетающий от источника света куда-либо, мы называем лучом.

Рто всего лишь несколько фактов. РќРѕ что получается, если учесть человеческий фактор? Р’РѕРєСЂСѓРі нас множество электромагнитных волн, РЅРѕ РјС‹ можем видеть только волны определённой частоты. Например, РјС‹ РЅРµ РІРёРґРёРј тепло, РёР±Рѕ соответствующие электромагнитные волны лежат РІРЅРµ диапазона РІРёРґРёРјРѕРіРѕ света (однако, если накалить металл РґРѕ определённой температуры, РѕРЅ становится красным для нас). РўРµ электромагнитные волны, которые РјС‹ можем видеть, физики называют видимым светом, Р° РјС‹ – просто светом.
В наших глазах функционируют два вида фоторецепторов – палочки (rods) и колбочки (cones). Когда луч света попадает на них, они отправляют информацию в мозг.

Палочки очень чувствительны к свету, они отвечают за видение движения и форм, а также за ночное видение. С колбочками все интереснее. Они разделяют волны по частоте, так, чтобы мозг мог обработать их, на красные (длинные волны), зелёные (средние) и синие (короткие). Цвет, который мы видим, формируется в зависимости от того, в каких пропорциях смешаны эти типы волн в потоке света.

РќРѕ почему тогда РІ потоке света РјРѕРіСѓС‚ быть волны разной длины, если РѕРЅРё РёСЃС…РѕРґСЏС‚ РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ источника света? Большинство лучей падают РЅР° какой-либо объект Рё отражаются далее (например, РЅР° сетчатку вашего глаза). Обычно объект РЅРµ отражает лучи так идеально, как, например, зеркало. Волны некоторых частот полностью поглощаются объектами Рё РѕРЅРё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ РґРѕС…РѕРґСЏС‚ РґРѕ наших глаз. Р’ итоге РґРѕ нас РґРѕС…РѕРґРёС‚ только часть изначальных волн. Рти «остатки» луча Рё интерпретируются нашим РјРѕР·РіРѕРј РІ цвет. Разные цвета получаются РѕС‚ того, что разные объекты поглощают Рё отражают волны разных частот.

Возможно, вы не понимаете, как это все связано с представлением понятия цвета в нашем деле. В конце концов, мы ведь рисуем только цвет, нам не нужно моделировать физические процессы, чтобы получить его. Скоро вам все станет ясно.
Оттенок, насыщенность, яркость
Р? РІСЃРµ Р¶Рµ, есть ли что-то более сложное? РњС‹ знаем, что есть оттенок, насыщенность Рё яркость, РЅРѕ РєРѕРіРґР° дело РґРѕС…РѕРґРёС‚ РґРѕ рисования, достаточно трудно догадаться, как управляться СЃ этими параметрами. Оттенок это, С…Рј…цвет, верно? Насыщенность — уровень яркости цвета… Рё яркость, собственно, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ нам, темный предмет или светлый. Кажется, РІСЃРµ достаточно понятно, верно? РќРѕ понятно это только тогда, РєРѕРіРґР° РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ готовой работе; разобраться РІ том, что Р¶Рµ СЃРѕ всем этим делать бывает очень непросто. Так или иначе, нам лишь необходимо понять, откуда берутся эти величины!

Определение оттенка
Оттенок — это «С‚РёРї» цвета. Красный, пурпурный, оливковый, малиновый — РІСЃРµ это оттенки. РћРЅРё возникают благодаря вышеописанному механизму — отражённые световые волны различной длины смешиваются РІ различных пропорциях Рё создают конечный цвет. Отсюда следует, что, оттенок, проще РіРѕРІРѕСЂСЏ, основан РЅР° «С†РІРµС‚Рµ предмета». Р?нтересный факт — серебристый, золотистый Рё коричневый оттенками РЅРµ являются. Серебристый — это блестящий серый, золотистый — блестящий жёлтый, Р° коричневый есть тёмный или ненасыщенный оранжевый.

Неважно, сколько названий мы придумаем для оттенков, все они основаны на трёх цветах: красном, зелёном и синем. Чем дальше вы на световом кольце от основного цвета, тем ближе вы к оригинальному оттенку. Например, 50% красного + 50% зелёного дадут жёлтый, но стоит нам эти пропорции чуточку изменить в сторону любого из основных цветов, мы уже получим красноватый или зеленоватый оттенки.

Оттенок не может быть сильнее или слабее, поэтому, на цветовом кольце мы определяем его не в процентной, а в градусной мере.
Определение насыщенности
Оттенок не значит цвет (по-крайней мере, формально). Круги, нарисованные ниже, имеют абсолютно одинаковый оттенок, одинаковую позицию на цветовом кольце, даже яркость у них одинаковая. Так почему мы воспринимаем их цвета как разные?

По общему определению, от насыщенности зависит, сколько белого содержится в цвете.
РќРѕ, постойте, разве это РЅРµ Рѕ яркости? Р’С‹ хотите сделать цвет ярче Рё добавляете белого… РЅРѕ это сделает тёмные Р·РѕРЅС‹ более насыщенными. Запутанно, верно? Поэтому, нам РЅСѓР¶РЅРѕ более РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ пояснение.

Насыщенность — это преобладание цвета. РўСЂРё примера РІРЅРёР·Сѓ имеют одинаковый оттенок Рё яркость, единственное, что меняется — это пропорции. РњС‹ РЅРµ добавляем белого, РјС‹ лишь сокращаем разницу между составляющими цвета так, что РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… РЅРµ выделяется.

Как вы могли догадаться, там, где нет разницы между цветовыми компонентами, нет и насыщенности, и мы получаем белый (пока без учёта яркости).

Определение яркости
Яркость – это максимальное значение светового потока, который наш глаз может воспринять. Нет «более синего» цвета, чем 100% синий, нет ничего более светлого, чем 100% белый.

«Полоски» цветов не могут иметь значение больше максимума.

То есть чёрный получается тогда, когда мы не получаем информации об объекте вообще.

Р?нтересный факт: РєРѕРіРґР° темно, колбочки почти РЅРµ получают информации, поэтому РјС‹ практически РЅРµ можем различать цвета РІ темноте. Зато активизируются палочки, более чувствительные Рє свету. Так как РѕРЅРё более чувствительны Рє СЃРёРЅРёРј Рё зелёным оттенкам, РІ темноте красные оттенки выглядят для нас РјРЅРѕРіРѕ более темными. Ртот эффект РЅРѕСЃРёС‚ РёРјСЏ РЇРЅР° РџСѓСЂРєРёРЅСЊРµ.

Кроме абсолютной яркости, у каждого света есть своя яркость (прим. переводчика: в английском языке для этого существуют отдельные термины, в русском – к сожалению, нет). То есть яркость в этом значении – насколько цвет близок к белому.
Если РјС‹ обесцветим 100% СЏСЂРєРёР№ оттенок РґРѕ оттенка серого, его яркость РЅРµ останется стопроцентной. РЎРёРЅРёР№ РїСЂРё обесцвечивании превращается РІ очень тёмный серый, Р° зелёный – РІ очень светлый. Рто зависит РѕС‚ чувствительности колбочек, Рё именно поэтому РјС‹ воспринимаем жёлтый (красный + СЏСЂРєРѕ-зелёный) как самый СЏСЂРєРёР№ свет. Яркость цвета важна, РєРѕРіРґР° РјС‹ рассматриваем его обесцвеченный аналог.
Модель HSB
Вам это может показаться запутанным. В реальности ведь мы не представляем цвет как такую сложную структуру с таким набором параметров. Тон, насыщенность и яркость объединяются в одну удобную цветовую модель. Посмотрите на схему ниже – для вас же очевидна ее закономерность? Так почему же вы не используете ее?

Если РІС‹ рисуете РІ цифре, для вас это будет более понятно. Р?так, HSB (англ.В Hue, Saturation, Brightness — тон, насыщенность, яркость) — цветовая модель. Как РѕРЅР° работает?

Если вы понимаете, что эти параметры значат, вам будет нетрудно составить эту модель. Кольцо тона (либо полоса) и треугольник/квадрат яркости и насыщенности – модель SB.

Модель SB можно поделить на области. Если вы визуально выбрали нужный цвет, вам не нужно знать значения насыщенности и яркости.

Конечно, модель квадрата более интуитивна и понятна, но мне больше нравится работать с треугольником. Модель треугольника позволяет объединить насыщенность и яркость. Я пользуюсь вот этим плагином от Len White:
http://nerdchallenge.com/lenwhite/LenWhite.com/LenWhite.com/Entries/2012/9/16_PW_CS6.html
CMY и RGB модели
Вспомним на минуту о настоящих художниках. У них нет цветового кольца под рукой с удобным слайдером. Как, в таком случае, менять яркость, оттенок, насыщенность пигмента?
Р’ первую очередь, давайте задумаемся, РІ чем Р¶Рµ разница между реальным рисованием Рё рисованием РЅР° компьютере? Р’ РѕР±РѕРёС… случаях используется цвет, верно? Проблема РІ том, что РІ цифровом рисовании РјС‹ используем самые лучшие Рё СЏСЂРєРёРµ цвета, сразу бросающиеся РІ глаза, тогда, как РІ традиционном рисовании нас ограничивает свет, отражающийся РѕС‚ пигмента. Рто как использовать посредника между тем, что нарисовано, Рё тем, что РјС‹ РІРёРґРёРј РЅР° самом деле. РњРѕР¶РЅРѕ долго дискутировать РЅР° тему, какой Р¶Рµ тип рисования более близок Рє искусству; РЅРѕ, без сомнения, рисование РЅР° компьютере воспринимается лучше механизмом нашего зрения.
Р?так, для традиционного рисования нам РЅСѓР¶РЅС‹ краски. РћРЅРё сами РїРѕ себе цвет РЅРµ излучают, вместо этого РѕРЅРё впитывают свет РЅР° РЅРёС… падающий, Рё отражают световые волны различной длины, сочетаемые, собственно, СЃ РёС… названием. Так, например, краска красного цвета впитывает СЃРёРЅРёР№ Рё зелёный, отражая только красный свет.

Проблема РІ том, что РјС‹ РЅРµ можем создать идеальный цвет только путём отражения света. CMY спектр есть своеобразный РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃ: голубой РЅРµ отражает красный, пурпурный РЅРµ отражает зелёный, Р° жёлтый РЅРµ отражает СЃРёРЅРёР№. РўРѕ есть, если РјС‹ хотим стимулировать «СЃРёРЅРёРµ» колбочки, нам РЅСѓР¶РЅРѕ смешать голубой Рё пурпурный — эти цвета отразят как РјРѕР¶РЅРѕ меньше красного Рё зелёного. РџРѕРјРёРјРѕ этого, РІ CMY гамму добавлен ещё Рё чёрный, так как компоненты этого спектра РЅРµ идеальны Рё РёС… смешивание РІ равных пропорциях РЅРµ даст чёрного.

В модели RGB (аддитивный канал) мы как бы добавляем оттенки к оригинальным; в CMY (субтрактивный канал) все наоборот: чем меньше оттенка мы добавим, тем ярче будет конечный цвет.

Четыре правила смешивания цветов
Правило #1. Смешивание оттенков
Если смешивать два оттенка, то мы получим оттенок где-то между ними, соответственно пропорциям. Применимо как в аддитивном, так и в субтрактивном смешивании.

Правило #2. Смешивание добавочных оттенков
Р’С‹, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, слышали Рѕ добавочных цветах — это оттенки, лежащие РґСЂСѓРі напротив РґСЂСѓРіР° РЅР° цветовом кольце. Контраст между РЅРёРјРё (РєРѕРіРґР° РѕР±Р° оттенка имеют одинаковую яркость) настолько Р¶Рµ сильный, как между белым Рё черным. Тем РЅРµ менее, если РёС… смешать, то РѕРЅРё как Р±С‹ нейтрализуют РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°.


Смешивание добавочных оттенков даёт нейтральный цвет (серый или сероватый). Аддитивное смешивание 100% СЏСЂРєРёС… добавочных оттенков даст белый, субтрактивное — чёрный.

В субтрактивном методе смешивания прибавление небольшого количества добавочного оттенка поможет наверняка уменьшить яркость.

Правило #3. Смешивание насыщенностей
В обоих методах пропорции при смешивании уравниваются, и в результате насыщенность уменьшается.

Правило #4. Смешивание яркостей
РџСЂРё аддитивном смешивании РјС‹ получаем более СЏСЂРєРёР№ цвет, РїСЂРё субтрактивном — цвет темнее, чем наиболее светлый РёР· РґРІСѓС… цветов.

Цветовая температура
Традиция делить цвета на тёплые и холодные устоялась давно. Мы знаем, что тёплые цвета активные и дружелюбные, а холодные – наоборот. Можно написать много книг о психологии цветов, но дело в том, что цвета делятся на холодные и тёплые спектрально. Какой цвет более тёплый, красный или жёлтый, вы можете сказать? Пурпурный цвет – холодный или тёплый? Где вообще находится эта граница разделения?

Посмотрите на схему. Получается, что теоретически все красные оттенки относятся к тёплым. Однако есть оттенки красного, которые выглядят холоднее. Все дело в контрастности. Цвет не может быть тёплым или холодным, только теплее или холоднее. Кольцо оттенков легче разделить на холодную и тёплую половину. Вырежем красный цвет из палитры, и тут не будет холодного и тёплого. Будет лишь красный.

Р?так, как нам создать более тёплый или более холодный оттенок? Р’СЃРµ тона РЅР° колесе – соседи. РЈ каждого оттенка соседи СЃ какой-либо стороны теплее, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ – холоднее. Если нам нужен оттенок холоднее оригинального, просто двигаемся РїРѕ кольцу РІ соответствующую сторону.

Основные правила затенения
Р?так, РјС‹ подошли Рє самому главному. Дайте РјРЅРµ несколько РјРёРЅСѓС‚ Рё РІС‹ сами увидите, что это РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ вступление было необходимо. Если РІС‹ будете помнить только правила Рё РЅРµ будете знать откуда РѕРЅРё вытекают, ваши знания Р±СѓРґСѓС‚ ограничены, РЅРѕ если РІС‹ правда будете понимать, как это работает, то для вас нет преград!
Основной цвет
Главный цвет, РЅРµ подсвеченный никаким источником света, называют основным. РҐРј, РјС‹ Р¶Рµ знаем, что так РЅРµ бывает… Лучше сказать, что РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ цвет – это цвет, РЅР° который РЅРµ влияют сильно РЅРё свет, РЅРё тень. РўРѕ есть вишня красная, даже если СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны солнце ее подсвечивает РґРѕ оранжевого, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№, темной стороны РѕРЅР° бордовая. Сама вишня РІСЃРµ равно красная.
Какие должны быть параметры насыщенности Рё яркости Сѓ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ цвета? Яркость определяется относительно целой картины. Чтобы увидеть настоящую яркость, положите ваш объект РЅР° лист белой бумаги. Р? объект, Рё бумага освещены РѕРґРЅРёРј источником света, Рё объект РЅРµ может быть ярче бумаги.

Объясняется все просто – лист белой бумаги отражает 100% света. Если объект ярче бумаги, значит он должен отражать более ста процентов света, а это невозможно. Все дело в контрасте.

Рђ что СЃ насыщенностью? Если яркость зависит РѕС‚ интенсивности света, то насыщенность зависит РѕС‚ пропорций цвета. Рђ пропорции цвета остаются статичными, если меняется интенсивность (есть РѕРґРЅРѕ исключение, Рѕ котором РјС‹ РїРѕРіРѕРІРѕСЂРёРј РїРѕР·Р¶Рµ). Рто как добавлять РІРѕРґС‹ СЃ каждой ложкой сахара – чай РЅРµ станет слаще.

Прямой источник света
Давайте вспомним одну схему из прошлой статьи:

Начнём СЃ совсем простенькой картинки. Трава зелёная, РјСЏС‡ красный, небо… неважно. Если фон далеко РѕС‚ объекта, РѕРЅ никак РЅР° него РЅРµ влияет. Сейчас, без РїСЂСЏРјРѕРіРѕ источника света, картинка выглядит плоской. РњС‹ называем цвета РІ таком случае «плоскими».

Когда прямой источник света присутствует, он заполняет все пространство. Его интенсивность – яркость – максимальная в точках, на который свет падает прямо, и минимальная в точках, на который свет почти не падает (теневые области).


Чтобы РјСЏС‡ РЅРµ висел РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ, Р° лежал РЅР° поверхности, нам РЅСѓР¶РЅРѕ нарисовать ещё Рё тоненькую тень между мячом Рё поверхностью. РњС‹ обсуждали это РІ прошлой статье. Рта тень – самая тёмная область картинки.

Проблема РІ том, что картина РІСЃРµ равно выглядит ненастоящей. РћРЅР° красочная, РЅРѕ такое ощущение, что эта картинка РёР· детской РєРЅРёР¶РєРё. Что-то РЅРµ так. Если РІС‹ внимательно читали первую статью серии, то РІС‹ понимаете, что РјС‹ использовали только диффузное отражение. Каждый луч света, падающий РЅР° РјСЏС‡, частично поглощён Рё отражает только красный цвет. РўРѕ есть РІ области, РЅР° который падает свет, РјС‹ получили 100% красный Рё РјС‹ РЅРµ можем это изменить! Рто нормально для матовых материалов, Рё уменьшать РІ таком случае насыщенность, чтобы получить СЏСЂРєРёР№ красный – это неправильно.
Тогда в чем дело? Дело в том, что полностью матовые материалы в природе большая редкость. То есть большинство матовых материалов также немного обладают способностью зеркального отражения. Немного переместитесь, глядя на какой-либо объект, и если оттенок в некоторых его областях будет хоть немного меняться, значит этот объект способен отражать и зеркально. Если вид объекта вообще никак не изменяется – значит он матовый полностью.
Зеркальное отражение, как мы уже выяснили ранее, это отражение источника света. Большую роль играет соотношение способностей объекта отражать диффузно и зеркально.

Когда мы уменьшаем насыщенность яркой части объекта (добавляем белого, так сказать), мы не увеличиваем его яркость – мы увеличиваем блеск.
Так или иначе, наш мяч все ещё ненастоящий. Теперь он выглядит так, как будто мы нашли где-то 3D модель. Дело в том, что мы использовали нейтральный белый – а в природе такого быть не может. Солнечный свет, пока доходит до наших глаз, проходит и через слои атмосферы. В общем, мы уже говорили об этом в первой статье серии.
Волны небольшой Рё средней длин рассеиваются легче всего. Чем больше РёС… путь через атмосферу, тем более РѕРЅРё рассеиваются, Рё, может даже РІРѕРІСЃРµ РЅРµ достигают ваших глаз (РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, РЅРµ РёР· изначального источника). Поэтому, «Р±РµР»С‹Р№» луч становится РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј красным Рё зелёным, Рё даже РІ самой высокой точке наблюдается небольшой недостаток синего — солнечный свет тёплый.

Так почему же отражение из источника тёплого света нейтрально-белое? Чтобы избежать этот эффект искусственной 3D модели, понизьте насыщенность и увеличьте температуру, добавляя в то же самое время тёплый блеск (не важно, сильный или нет). Как мы заметили ранее, красный бывает тёплым и холодным, то есть поверхность не обязательно становится оранжевой или жёлтой.


Важно не приучиться постоянно использовать блеск, чтобы сделать вашу работу более привлекательной. Если вы чувствуете, что приближаетесь к белому, это значит, что ваш объект блестящий или мокрый. Помните об этом, когда будете рисовать кожу.

Непрямые источники света
РќРѕ что случается СЃРѕ всей этой синевой, которая рассеивается? Конечно, РѕРЅР° делает небо голубым, РЅРѕ если РјС‹ РІРёРґРёРј СЏСЂРєСѓСЋ синеву, это значит, что цвет попадает РІ наши глаза, Рё РЅРµ только глаза. Непрямой свет касается всего РІРѕРєСЂСѓРі, Рё, отражённый, РѕРЅ становится виден Рё для нашего зрения. РћРЅ РЅРµ такой СЏСЂРєРёР№, как РїСЂСЏРјРѕР№ солнечный свет, Рё РІСЃРµ Р¶Рµ, РѕРЅ может сделать поверхность чуточку ярче. Также, если поверхность РЅРµ полностью матовая, цвет поверхности теряет насыщенность, приобретая холодный оттенок (так как наш непрямой источник света — холодный). Помните, что РїСЂСЏРјРѕР№ свет намного сильнее света непрямого, Рё РѕРЅРё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ смешаются — отражение непрямого света РЅРµ может пересечь линию предела.

Гладкие Рё блестящие поверхности обладают наибольшей способностью отражать, РЅРѕ матовые, как наша «Р·РµРјР»СЏ», так Р¶Рµ влияют РЅР° объекты.

Как РјС‹ подметили РІ предыдущей статье, контраст СЃ расстоянием уменьшается. РќРѕ что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЃ оттенком, насыщенностью Рё яркостью удаляющегося объекта? Здесь РІСЃРµ немного сложнее. РљРѕРіРґР° объект удаляется Рє фону, цветовая информация, которую РѕРЅ несёт смешивается СЃРѕ светом, отражённым РѕС‚ неба, верно? Рто значит, что:
• Оттенок постепенно меняет температуру в направлении оттенка неба
• Яркость постепенно растёт, пока не достигнет яркости неба
• Насыщенность смешана с шумом, поэтому, она падает. Но, если источник света находится на заднем плане (а на переднем плане темно), то насыщенность постепенно возрастёт с приближением к нему.

Чем атмосфера чище, тем реже такой эффект имеет место быть. Рљ примеру, там, РіРґРµ РјРЅРѕРіРѕ пыли, дыма, или очень влажно, даже близко расположенный объект радикально поменяет СЃРІРѕРё свойства. Общеизвестная фишка РјРЅРѕРіРёС… С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРІ (Рё, кстати, создателей фильмов) — создание глубоких перспектив даже РЅР°, РїРѕ факту, небольших расстояниях, — Рє примеру, нарисовать РѕРґРЅСѓ РЅРѕРіСѓ монстра более глубоким, СЏСЂРєРёРј СЃРёРЅРёРј. Для нашего РјРѕР·РіР° это означает, что РЅРѕРіР° находится дальше,- то есть, РјС‹ достигли глубины. Как Р±С‹ то РЅРё было, помните, что такой трюк «СѓС‚олщает» атмосферу, Рё РЅР° открытом РІРѕР·РґСѓС…Рµ РЅРµ сработает.
Цвет и цветовая яркость
Правильное заполнение цветом создаёт правильную яркость, так сказать, непреднамеренно. Новички часто начинают свои рисунки с распределения яркости, чтобы все пошло, так сказать, как по маслу, но, на самом деле, с только что изученными нами правилами проблем с работой с цветом у вас больше быть не должно. Действительно, какие могут быть проблемы?
• Первоначальная яркость основного цвета устанавливает, так сказать, яркость для всего рисунка
• Рассеянные свет и тени так же насыщены, как и основной цвет
• Чем больше блеска — тем больше цветовой яркости
• Непрямой свет никогда не бывает ярче прямого, а значит, он не может быть спутан с основным источником света
• Основной цвет становится линией предела, с бликами с одной стороны и тенями с другой, создавая правильный контраст

Как проверить, стоит добавить больше света или теней? Р’СЃРµ зависит РѕС‚ контраста, Рё тут вам самим РЅСѓР¶РЅРѕ выбрать, какой лучше подойдёт атмосфере вашего СЂРёСЃСѓРЅРєР°. Р’ общем, было Р±С‹ хорошо, помести РІС‹ предмет РЅР° три фона: белый, чёрный Рё 50% серый. Если ваш предмет выглядит хорошо РЅР° всех трёх — РІСЃРµ идёт отлично. Обесцвечивание вашего СЂРёСЃСѓРЅРєР° для сравнения -тоже хорошая идея.

То, что нужно запомнить
• Очень насыщенные, яркие цвета крайне редки в природе, оставьте их для цветов, птиц, и магических предметов
• Помещайте свет на свет, и никогда свет на тень! Если вы хотите осветить тёмное место, делайте это постепенно.
• Если затенение выглядит слишком красочным, устройте небольшой перерыв для своих глаз, посмотрите на рисунок издалека. Велик шанс того, что после часов работы ваши глаза слишком сфокусированы на нем, и на самом деле с цветами все в порядке. Здесь может помочь вращение картинки или непрямой взгляд на неё, например, через зеркало.
• Оставьте 100% белый для бликов, Р° чёрный для так называемых «С‰РµР»РµРІС‹С…» теней. Р?С… чрезмерное использование радикально уменьшит РёС… силу.

Больше никаких догадок!
Как только РІС‹ поймёте, что цвет — это просто сигнал, РІРёРґ информации, имитировать реальный РјРёСЂ РІ СЃРІРѕРёС… рисунках вам станет намного легче. Вам РЅРµ РЅСѓР¶РЅРѕ запоминать тысячи правил, как только РІС‹ поняли РѕСЃРЅРѕРІС‹ — РІС‹ можете просчитать реальность СЃ удивительной точностью! Конечно, РЅРµ принимайте РёС…, как универсальный рецепт успеха, — искусство есть искусство, Рё РёРЅРѕРіРґР° наилучший эффект может быть достигнут РїСЂРё нарушении правил.
Ожидайте последнюю статью из серии, в котором я покажу вам новые фишки, такие, как множественные и цветные источники света, прозрачность, распространение и преломление света, и расскажу обо всей этой суете вокруг текстур.
Спасибо за внимание.
До встречи на http://photoshop4you.ru/